Муниципальное общеобразовательное учреждение Икабьинская средняя общеобразовательная школа №3 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ Автор-составитель: Колокольникова О.В., заместитель директора по ВР 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МОУ Икабьинская СОШ №3 является средней общеобразовательной школой, расположена в Каларском районе Забайкальского края, численность обучающихся на 01 сентября 2021 года составляет 72 человека, в том числе дети из малообеспеченных, неблагополучных, неполных семей, дети с ОВЗ и дети-инвалиды. МОУ Икабьинская СОШ (далее – школа) – это школа в небольшом «БАМовском» посёлке, удалённая от культурных и научных центров. Основной род деятельности взрослого населения – обслуживание железной дороги. В ней обучаются менее ста учащихся. Качество сети Интернет невысокое. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого являются и положительные стороны. Социокультурная среда посёлка более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе (посёлок раскинулся между двумя горными хребтами – Кодаром и Удоканом, окружён озёрами и горными реками). Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром села. Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Хочется отметить, что мы живем на севере Забайкалья, где коренным народом считаются эвенки. По соседству с Икабьёй находится эвенкийский посёлок Чапо-Олого, 11 учащихся из этого села обучаются в нашей школе, подвоз осуществляется на школьном автобусе. Таким образом, создавая условия для ребёнка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы, культуры и традиций коренных малочисленных народов Севера. В процессе воспитания сотрудничаем с Детским домом творчества п.Новая Чара, ДЮСШ с.Чара, Детской школой искусств, сельской библиотекой, КДН и ЗП, ПДН, ОМВД Каларского района, Каларским краеведческим музеем. Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребёнка, соблюдения конфиденциальности информации о ребёнке и семье, приоритета безопасности ребёнка при нахождении в школе; - ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребёнка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников; - создание таких условий, при которых по мере взросления ребёнка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический, социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6) организовывать профориентационную работу со школьниками; 7) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 8) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 9) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого в Школе используются следующие формы работы На внешкольном уровне: социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: -патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативе и при непосредственном участии школы, с 9 мая 2016 года шествие жителей п. Икабья с портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит ежегодно); -экологическая акция «Чистый двор» (уборка школьной территории, детских площадок, берега р.Икабья); -акция «Цветущий сад» (все классы в марте-апреле готовят семена для рассады, выращивают ее, в июне во время трудовой практики учащиеся 5-8, 10 классов озеленяют школьный двор). открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискусионных площадок: - общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы; - Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями ЦРБ, КДН и ЗП, ПДН, ОМВД); проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих: - спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу между командами выпускников школы и старшеклассниками; состязания «Зарница», «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах; - досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек; -концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др. На школьном уровне: общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы: -День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в фойе при полном составе учеников и учителей Школы); - День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.); -праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.; -Предметные недели (литературы, русского, немецкого и английского языков; математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов); -День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита); торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей: - «Посвящение в первоклассники»; - «Посвящение в пятиклассники»; - «Первый звонок»; - «Последний звонок». церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы: -еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и благодарностей; -награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся. На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Конкретные дела, события, мероприятия уже отражены в индивидуальных планах работы педагогов. Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе, например, акции «Цветущий сад», «Ягода», «Чистый берег», «Чистый двор» и др.; проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и ш кольников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддер жки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды д ля общения, например, диспут «О дружбе и друзьях», беседа «О товариществе и дружбе», пр аздник «Всему начало любовь…», нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы», дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни» и др. сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса; выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями; поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Например, Всероссийская акция «Вместе всей семьей», «Папа, мама, я – спортивная семья», Масленица и др. 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Я – исследователь», «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики», «ДЮП или Физика спешит на помощь», «Мой профессиональный выбор», Кружки русского языка и математики, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности «Танцевальный», «Вокальный», создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Краеведение», направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Волейбол», «ОФП», «Разговор о правильном питании», направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Эвенкийские узоры», направленный на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, традициям и культуре КМНС. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Здоровейка», «Играйка», направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 3.4. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Конкретные дела, события, мероприятия уже отражены в индивидуальных планах работы педагогов. 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом На уровне школы: через деятельность выборного Совета обучащихся школы (далее СОШ), создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса; На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе. 3.6. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности: циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии, например, «Удоканская медь», предприятия, связанные с ж.д. ( ПЧ, ЭЧ, ШЧ и др.); посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах (виртуально, заочно); совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети Интернет. 3.7. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через социальные сети) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей; участие школьников в конкурсах школьных медиа; представление видео- и других материалов в раздел «Новости» на сайте школы; видеосъемка и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа и др. 3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе; озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.), например, украшение окон кабинетов, самих кабинетов к 1 сентября, Дню учителя, Новому году и пр.; совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг, эмблема, герб и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий, например, создание в классах уголков государственной символики; акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах, например, стенды в коридорах: Правила дорожного движения, Уголок здоровья, Уголок профилактики вредных привычек, Конвенция о правах ребёнка, Уголок психолога, Спортивная жизнь и др. 3.9. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости. На индивидуальном уровне: обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; общешкольных и индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности». Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством профориентационной работы школы; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Порядок расположения модулей должен соответствовать порядку расположения задач во 2 разделе и модулей – в 3-ем. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 1-4 КЛАССЫ Ключевые общешкольные дела Дела Классы Торжественная линейка «Первый звонок» Мероприятия месячников безопасности и гражданской 1-4 Ориентировочное время проведения 1.09. 1-4 сентябрь Ответственные ЗДВР ЗДВР, классные руководители, учитель защиты детей (по профилактике Д ДТТ, пожарной безопасности, экс тремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-до м», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания) «Посвящение в первоклассники». Открытие школьной спартакиады. Кросс Нации Осенний День Здоровья Акция «Ягода» Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа. Президентские состязания по ОФП «Золотая осень»: Конкурс рисунков. Праздник Осени. Конкурс поделок из природного и бросового материала, бисера, кожи, меха. Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание День правовой защиты детей. Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье. Акция «Кормушка» Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, ОБЖ 1-4 1-4 1-4 сентябрь сентябрь сентябрь ЗДВР, кл.рук-ль 1-4 октябрь ЗДВР, классные руководители, представители ОМВД по Каларскому району 1-4 октябрь ЗДВР Учитель физкультуры ЗДВР 1-4 октябрь Учителя физкультуры 1-4 октябрь Классные руководители, рук-ль кружка «Эвенкийские узоры» 1-4 ноябрь ЗДВР, классные руководители 1-4 ноябрь ЗДВР, психолог 1-4 1-4 конец ноября-декабрь декабрь Классные руководители ЗДВР, классные руководители оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник. Неделя ЗОЖ 1-4 январь Лыжные соревнования Час памяти «Блокада Ленинграда» 1-4 1-4 январь январь Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: военнопатриотическая игра «Зарница», «Веселые старты», фестиваль патриотической песни, акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков, Уроки мужества. Неделя начальных классов (викторины, интеллектуальные игры, конкурсные программы) Мероприятия месячника интеллектуального воспитания «Умники и умницы». День науки в школе: защита проектов и исследовательских работ 8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек, утренник Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра Открытие акции «Цветущий сад" День космонавтики: конкурс рисунков Экологическая акция «Чистый двор» Итоговая выставка детского творчества 1-4 февраль 1-4 февраль МО учителей начальных классов 1-4 март Заместитель директора по УВР, классные руководители 1-4 март Классные руководители 1-4 апрель март ЗДВР, классные руководители 1-4 апрель Классные руководители 1-4 апрель ЗДВР 1-4 март Весенний День здоровья. Акция "Школа против курения". Туристические походы. День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», концерт, проект «Окна Победы» Торжественная линейка «Последний звонок» 1-4 май 1-4 май ЗДВР, руководители кружков, классные руководители ЗДВР, классные руководители, учитель физкультуры ЗДВР 1-4 май ЗДВР ЗДВР, класс.рук-ли, учитель физ-ры, ОБЖ Учитель физкультуры ЗДВР, классные руководители ЗДВР, классные руководители, учитель физкультуры май Курсы внеурочной деятельности Количество Название курса Классы «Играйка» «Здоровейка» «Разговор о правильном питании» «Я - исследователь» Танцевальный кружок 1-2 3-4 2 3 1-4 часов в неделю 1 1 1 1 1 Ответственные Карпова Ю.А. Халикова А.А. Маницкая А.С. Брюханова Н.С. Кузнецова А.Н. Самоуправление 1-4 Ориентировочное время проведения сентябрь Классные руководители 1-4 в течение года Классные руководители май ЗДВР Классные руководители Дела, события, мероприятия Классы Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Работа в соответствии с обязанностями Конкурс «Лучший ученический класс» Отчет перед классом о проведенной работе 1-4 Ответственные Профориентация 1-4 Ориентировочное время проведения январь Классные руководители 1-4 ноябрь, апрель Классные руководители 1-4 1-4 октябрь декабрь Классные руководители Классные руководители Дела, события, мероприятия Классы Месячник профориентаций в школе: - конкурс рисунков, проект «Профессии моих родителей», викторина «Все профессии важны – выбирай на вкус!», беседы. Экскурсии на предприятия Почтовый ящик «Спроси о профессиях, которые не знаешь» Встречи с представителями профессий Ответственные Школьные медиа Дела, события, мероприятия Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах школьной группы в соцстях Видео-, фотосъемка классных 1-4 Ориентировочное время проведения в течение года Классные руководители 1-4 в течение года Классные руководители Классы Ответственные мероприятий. Создание видеороликов и фотопрезентаций 1-4 в течение года Классные руководители Организация предметно-эстетической среды 1-4 Ориентировочное время проведения в течение года 1-4 в течение года Классные руководители, рук-ль кружка «Эвенкийские узоры» Классные руководители Трудовые десанты по уборке территории школы 1-4 в течение года Классные руководители Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета 1-4 в течение года Классные руководители Дела, события, мероприятия Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков Классы Ответственные Работа с родителями Дела, события, мероприятия Классы Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Чистый двор», «Ягода», «Цветущий сад», «Бессмертный полк», «Зарница», новогодний утренник, «Мама, папа, я – отличная семья!», классные «огоньки» и др. Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей 1-4 Ориентировочное время проведения в течение года 1-4 октябрь, март Директор школы 1-4 1 раз/четверть Классные руководители 1-4 в течение года ЗДВР 1-4 1-4 в течение года по плану классных руководителей по плану Совета 1-4 Ответственные ЗДВР, классные рук-ли Классные руководители Классные руководители Председатель Совета Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников) ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 5-9 КЛАССЫ Ключевые общешкольные дела Дела Классы Торжественная линейка «Первый звонок» Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебнотренировочная эвакуация учащихся из здания) Открытие школьной спартакиады. Осенний День Здоровья Кросс Нации Акция «Ягода» День трезвости: конкурс плакатов Презентация волонтерского движения школы «Не будь равнодушным» «Посвящение в пятиклассники» 5-9 Ориентировочное время проведения 1.09 5-9 сентябрь Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная Ответственные Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель ОБЖ 5-9 сентябрь Учитель физкультуры, классные рук-ли 5-9 8-9 сентябрь сентябрь Классные руководители Руководитель волонтерского движения 5-7 сентябрь 5-9 октябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, представители ОМВД по Каларскому району и др. 5-9 октябрь Заместитель директора по ВР программа, выставка рисунков «Мой любимый учитель». Президентские состязания по ОФП «Золотая осень»: Фотоконкурс. Праздник «Краски осени». Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание День правовой защиты детей. Просмотр, обсуждение видеоролика «Наши права». Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье. Предметная неделя математики, физики, химии и биологии (шахматно-шашечный турнир, интерактивные игры, квесты и т.п.) Акция «Кормушка» Предметная неделя, географии, истории, обществознания (игрыпутешествия, познавательные игры и т.п.) Торжественная линейка «День Конституции» октябрь, Учитель физкультуры 5-9 октябрь Классные руководители 5-9 ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-9 ноябрь ЗДВР 5-9 ноябрь МО учителейпредметников 5-9 апрель 5-9 5-9 ноябрь, декабрь декабрь Классные рук-ли МО учителейпредметников 5-9 декабрь ЗДВР Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, поделок, праздничная программа. Предметная неделя литературы, русского и английского языков (конкурсы чтецов, сочинений, интеллектуальные игры и т.п.) Час памяти «Блокада Ленинграда» 5-9 декабрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-9 январь МО учителейпредметников 5-9 январь Лыжные соревнования Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: фестиваль патриотической песни, 5-9 5-9 январь февраль ЗДВР, классные руководители Учитель физкультуры Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель физкультуры соревнование по пионерболу, волейболу, спортивная эстафета, «А ну-ка, парни!», поздравление пап и дедушек, мальчиков, конкурс плакатов и рисунков, Уроки мужества. Мероприятия месячника интеллектуального воспитания «Умники и умницы». День науки в школе: защита проектов и исследовательских работ 8 Марта в школе: конкурсная программа «Вперед, девчонки!», выставка рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек. Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра Открытие акции «Цветущий сад" День космонавтики: выставка рисунков Итоговая выставка детского творчества Конкурс «Безопасное колесо» Закрытие школьной спартакиады. Весенний День здоровья Акция "Школа против курения". Туристические походы. День Победы: акции «Бессмертный полк», концерт, проект «Окна Победы» и др. Торжественная линейка «Последний звонок» Выпускной вечер в школе 5-9 март Заместитель директора по УВР, классные руководители 5-9 март ЗДВР, классные руководители 5-9 апрель Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-7 апрель Классные руководители 5-9 апрель 5-7 5-9 апрель май 5-9 май Заместитель директора по ВР, руководители кружков, классные руководители Руководитель ОБЖ Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель физкультуры Заместитель директора по ВР 5-9 май 5-9 июнь Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Курсы внеурочной деятельности Название курса Классы Танцевальный кружок «Школьные медиа» «Эвенкийские узоры»» «Вокальный кружок» «ОФП» «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики» «Мой профессиональный выбор» 5-6 5-9 5-7 5-8 5-7 9 Количество часов в неделю 1 1 1 1 1 1 9 1 Ответственные Кузнецова А.Н. Викулова О.А. Мальчакитова И.Ю Грекова Н.А. Шишмарёв В.М. Маницкая А.С. Богдашевская И.О. «ДЮП или Физика спешит на помощь» «Волейбол» «Краеведение» 5-9 1 Шишмарёва М.Н. 8-9 8-9 2 Шишмарёв В.М. Богдашевская И.О. Самоуправление Дела, события, мероприятия Классы Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в Совет обучающихся школы, голосование и т.п. Конкурс «Лучший ученический класс» Работа в соответствии с обязанностями Отчет перед классом о проведенной работе Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты членов Совета обучающихся школы о проделанной работе. Подведение итогов работы за год 5-9 Ориентировочное время проведения сентябрь 5-9 сентябрь 5-9 в течение года 5-9 в течение года Заместитель директора по ВР Классные руководители 5-9 май Классные руководители 5-9 май Заместитель директора по ВР Ответственные Классные руководители Заместитель директора по ВР Профориентация Дела, события, мероприятия Мероприятия месячника профориентации в школе «Мир профессий». Конкурс рисунков, профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика. Занятие с элементами тренинга. Почтовый ящик «Спроси о профессиях, которые не знаешь». Мини-сочинения. Просмотр видеофильмов. Анкетирование. Классы 5-9 Ориентировочное время проведения январь февраль октябрь ноябрь сентябрь сентябрь Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Школьные медиа Дела, события, мероприятия Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах школьной группы в соцстях Видео-, фотосъемка классных мероприятий. 1. Районная газета «Северная правда»: размещение наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления. 2. Школьный медиацентр: информационно-техническая поддержка школьных мероприятий, осуществление видеосъемки и мультимедийного сопровождения школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, вечеров, дискотек. 3. Школьная интернет-группа: поддержка интернет-сайта школы и соответствующей группы в социальных сетях ВКонтакте», «Одноклассники», «Instagram» с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации 5-9 Ориентировочное время проведения в течение года Классные руководители 5-9 в течение года Классные руководители Классы Ответственные Классные руководители, руководители объединений ДО виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы, создают презентации, ролики, клипы. Организация предметно-эстетической среды Дела, события, мероприятия Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков Трудовые десанты по уборке территории школы, посёлка «Чистый двор» Трудовой десант по озеленению школьных клумб «Цветущий сад» Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета 5-9 Ориентировочное время проведения в течение года Классные руководители 5-9 в течение года Классные руководители 5-9 в течение года Классные руководители 5-9 сентябрь, апрель Классные руководители 5-9 в течение года Классные руководители Классы Ответственные Работа с родителями Дела, события, мероприятия Классы Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Бессмертный полк», новогодний праздник, «Мама, папа, я – отличная семья!», «Детский орден милосердия», классные «огоньки» и др. Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. Работа Совета профилактики с 5-9 Ориентировочное время проведения в течение года Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители 5-9 октябрь, март Директор школы 5-9 1 раз/четверть Классные руководители 5-9 в течение года 5-9 5-9 в течение года по плану классных руководителей по плану Совета Заместитель директора по ВР Классные руководители Классные руководители 5-9 Председатель Совета неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников) ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 10-11 КЛАССЫ Ключевые общешкольные дела Дела Классы Торжественная линейка «Первый звонок» Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебнотренировочная эвакуация учащихся из здания) Открытие школьной спартакиады. Осенний День Здоровья Кросс Нации Акция «Ягода» Презентация волонтерского движения школы «Не будь равнодушным» Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) День учителя в школе: акция по 10-11 Ориентировочное время проведения 1.09. 10-11 сентябрь Ответственные Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель ОБЖ 10-11 сентябрь Учитель физкультуры 10-11 сентябрь Руководитель волонтерского движения 10-11 октябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители, представители ОМВД по Каларскому району 10-11 октябрь Заместитель директора по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа. Президентские состязания по ОФП «Золотая осень»: Фотовыставка. Вечер отдыха «Осенняя дискотека или Ура! Каникулы!» Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание День правовой защиты детей. Просмотр, обсуждение видеоролика «Наши права». Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье. Предметная неделя математики, физики, химии и биологии (шахматно-шашечный турнир, интерактивные игры, квесты и т.п.) Соревнование по баскетболу Предметная неделя, географии, истории, обществознания (игрыпутешествия, познавательные игры и т.п.) Торжественная линейка «День Конституции» Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, праздничный вечер. Предметная неделя литературы, русского и английского языков (конкурсы чтецов, сочинений, интеллектуальные игры и т.п.) Час памяти «Блокада Ленинграда»: Устный журнал Лыжные соревнования Неделя ЗОЖ Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: соревнование по ВР 10-11 октябрь, апрель Учитель физкультуры 10-11 октябрь Классные руководители 10-11 ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 10-11 ноябрь ЗДВР 10-11 ноябрь МО учителейпредметников 10-11 10-11 ноябрь декабрь Учитель физкультуры МО учителейпредметников 10-11 декабрь ЗДВР 10-11 декабрь Заместитель директора по ВР, классные руководители 10-11 январь МО учителейпредметников 10-11 январь ЗДВР 10-11 январь 10-11 февраль Учитель физкультуры Классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель волейболу, спортивновоенизированная эстафета, «Зимнее многоборье», фестиваль патриотической песни, акции по поздравлению юношей Мероприятия месячника интеллектуального воспитания «Умники и умницы». День науки в школе: защита проектов и исследовательских работ 8 Марта в школе: конкурсная программа «А ну-ка, девушки!», акции по поздравлению девушек Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». «Цветущий сад» Весенняя неделя добра Итоговая выставка детского творчества Конкурс «Безопасное колесо» Закрытие школьной спартакиады. Весенний День здоровья Акция "Школа против курения". Туристические походы День Победы: акции «Бессмертный полк», концерт , проект «Окна Победы» и др. Торжественная линейка «Последний звонок» Выпускной вечер в школе физкультуры 10-11 март Заместитель директора по УВР, классные руководители 10-11 март Классные руководители 10-11 апрель 10-11 Заместитель директора по ВР, классные руководители март-июнь 10-11 апрель 10-11 10-11 апрель май 10-11 май 10-11 май 10-11 июнь Заместитель директора по ВР, руководители кружков, классные руководители Руководитель ОБЖ Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель физкультуры Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Курсы внеурочной деятельности Название курса «ДЮП или Физика спешит на помощь» «Волейбол» Кружок русского языка Математический кружок 10 Количество часов в неделю 1 10-11 11 11 2 1 1 Классы Ответственные Шишмарёва М.Н. Шишмарёв В.М. Колокольникова О.В. Можаева Н.К. Самоуправление Дела, события, мероприятия Выборы классов, лидеров, активов распределение Классы 10-11 Ориентировочное время проведения сентябрь Ответственные Классные руководители обязанностей. Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в Совет обучающихся школы, голосование и т.п. Конкурс «Лучший ученический класс» Рейд СОШ по проверке классных уголков Рейд СОШ по проверке сохранности учебников Рейд СОШ по проверке внешнего вида уч-ся Работа в соответствии с обязанностями Отчет перед классом о проведенной работе Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты членов Совета обучающихся школы о проделанной работе. Подведение итогов работы за год 10-11 сентябрь Заместитель директора по ВР 10-11 в течение года Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР 10-11 ноябрь 10-11 январь 10-11 март 10-11 в течение года Заместитель директора по ВР Классные руководители 10-11 май Классные руководители 10-11 май Заместитель директора по ВР Профориентация Дела, события, мероприятия Классы Мероприятия месячника профориентации в школе «Мир профессий». профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика. Курс лекций для выпускников и их родителей о профессиональном продвижении и развитии; а также курс лекций по ряду востребованных профессий. Психологические консультации для старшеклассников и их родителей по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития. Профориентационные тренинги и 10-11 Ориентировочное время проведения январь в течение года Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители, психолог игры. Бизнес-игры. Привлечение представителей различных предприятий к мероприятиям по профориентации, проведение совместных мероприятий. Школьные медиа Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах школьной группы в соцстях 10-11 Ориентировочное время проведения в течение года Видео-, фотосъемка классных мероприятий. Районная газета «Северная правда»: размещение наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления. 4. Школьный медиацентр: информационно-техническая поддержка школьных мероприятий, осуществление видеосъемки и мультимедийного сопровождения школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, вечеров, дискотек. 5. Школьная интернет-группа: поддержка интернет-сайта школы и соответствующей группы в социальных сетях ВКонтакте», «Одноклассники», «Instagram» с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения 10-11 в течение года Дела, события, мероприятия Классы Ответственные Классные руководители Классные руководители Классные руководители, руководители объединений ДО ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы, создают презентации, ролики, клипы. Организация предметно-эстетической среды Дела, события, мероприятия Выставки фотографий, плакатов, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков Трудовые десанты по уборке территории школы «Чистый двор» Трудовой десант по озеленению школьных клумб «Цветущий сад» Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета 10-11 Ориентировочное время проведения в течение года Классные руководители 10-11 в течение года Классные руководители Классы Ответственные 10-11 в течение года Классные руководители 10-11 сентябрь, апрель Классные руководители 10-11 в течение года Классные руководители Работа с родителями Дела, события, мероприятия Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий Общешкольное родительское собрание Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей Информационное оповещение через школьный сайт Индивидуальные консультации Совместные с детьми походы, экскурсии. Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей 10-11 Ориентировочное время проведения в течение года 10-11 октябрь, март Директор школы 10-11 1 раз/четверть Классные руководители 10-11 в течение года 10-11 10-11 в течение года по плану классных руководителей по плану Совета Заместитель директора по ВР Классные руководители Классные руководители Классы 10-11 Классное руководство Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители Председатель Совета (согласно индивидуальным по планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников)