Положение о безотметочной оценке результатов обучения и развития обучающихся 1 класса

«СОГЛАСОВАНО»
на заседании
Педагогического Совета
протокол от « »
201 г.
№

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор школы МОУ ИСОШ №3
Маловой Т.П. ________________
Приказ от « »
201 г.
№

ПОЛОЖЕНИЕ

о безотметочной оценке результатов обучения и развития обучающихся 1 класса
муниципального общеобразовательного учреждения Икабьинская средняя общеобразовательная
школа № 3
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС
НОО, методическим письмом Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 г. (№ 156/1415), Уставом муниципального общеобразовательного учреждения Икабьинская средняя
общеобразовательная школа № 3 (далее - Учреждение), локальными актами школы и регламентирует
систему оценок, форму и порядок текущей и промежуточной аттестации учащихся 1-2 классов школы,
их перевод по итогам года в следующий класс.
1.2. Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов
контроля и оценки результатов обучения и развития обучающихся первых, вторых классов.
1.3. Для оценки знаний обучающихся в 1класса МОУ ИСОШ № 3 используется качественная
оценка успешности освоения образовательной программы (отсутствие бального оценивания знаний
обучающихся), обучение является безотметочным, отметка по пятибальной системе начинает
применяться со второго класса.
1.4. Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:
а) дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
б) контроль и оценивание строятся на критериальной основе, выработанной методическим
объединением учителей начальных классов;
в) самоконтроль и самооценка обучающегося предшествуют контролю и оценке сверстников и
учителя.
1.5. К главным критериям самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:
-усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям федерального
государственного стандарта начального общего образования;
- сформированность общеучебных умений деятельности младшего школьника (умения наблюдать,
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связано излагать мысли, творчески решать
учебную задачу);
- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
- сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
1.6. Функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего
знания-незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения.
1.7. Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и
личностного развития обучающихся.
2. Содержание и организация безотметочной системы контроля и оценки
предметных знаний, умений и навыков
2.1. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений обучающихся
предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не
подразумевают сравнения его с другими детьми.
2.2. Видами контроля результатов обучения в 1класса, являются:
- текущий контроль;

- тематический контроль;
- итоговый контроль.
2.3. В первом классе устанавливаются следующие формы контроля за развитием
предметных знаний и умений обучающихся:
а) устный опрос;
б) письменный опрос:
- самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку
обучающихся после освоения ими определённых тем;
- самостоятельные работы, демонстрирующие умения обучающихся применять усвоенные по
определённой теме знания на практике;
в) тестовые диагностические задания;
г) графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.;
д) административные контрольные работы, проверяющие усвоение обучающимися совокупности тем,
разделов программы, курса обучения за определённый период времени
(четверть, полугодие, год).
2.4. С целью фиксации и систематизации результатов тестовых, самостоятельных,
творческих работ эти результаты заносятся в рабочий журнал учителя.
3. Механизм определения уровня обученности и развития обучающихся
3.1. Для формирования действий самоконтроля и самооценки учениками первых классов особое
внимание уделяется развитию рефлексивных умений и навыков обучающихся.
3.2. Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке
достижений» портфолио учащегося.
Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития обучающихся, зелёным
и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.
3.3. При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо, прежде всего,
учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения, правильность, беглость,
выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
3.3.1. Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют плавный слоговой
способ чтения без ошибок при темпе не менее 35-40 слов в минуту (на конец учебного года), понимание
значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в
тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
3.3.2. Среднему уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует слоговой способ
чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 25-30 слов в минуту (на конец
учебного года). Обучающийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного,
умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту
мысль.
3.3.3. Низкому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют чтение по буквам
при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения), непонимание общего
смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.
3.4. При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо
учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии,
сформированность устной речи.
3.4.1.
Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной
каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта.
3.4.2. Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных
недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение
пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта.
3.4.3. Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо,
которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное,
неразборчивое, с помарками.
3.4.4. К числу негрубых недочётов относятся:
а) частичные искажения формы букв:

б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
г) выход за линию рабочей строки, недописывание до неё;
е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
3.4.5. Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует
письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу.
3.4.6. Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует
письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5—7 недочетов.
3.4.7. Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует
письмо, в котором число ошибок и недочётов превышает указанное количество.
3.5. Критериями оценки сформированности устной речи являются:
а) полнота и правильность ответа;
б) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
в) последовательность изложения;
г) культура речи.
3.5.1. Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные
связанные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности
в речи.
3.5.2. Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям,
удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении
ответов.
3.5.3. Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом
обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам,
затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом
и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал
несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении
словосочетаний и предложений.
3.6. При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать
развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые
задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.
3.6.1. Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное
усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить
вычисления правильно и достаточно быстро.
3.6.2. Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в
которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные
приёмы вычислений.
3.6.3. Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в
которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала.
3.6.4. Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют
работы, выполненные безошибочно.
3.6.5. Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы,
в которых допущено не более 3 грубых ошибок.
3.6.6. Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и
ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план,
решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).
3.6.7. Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и
ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в
вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не
должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.
3.6.8. Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и
ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью
учителя. Допускает 2 и более грубые ошибки.

3.6.9. Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических
понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая
и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат),
распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник.
3.6.10. Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют
умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в
определении существенных признаков фигур.
3.6.11. Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются
знания и умения, несоответствующие указанным требованиям.
3.7. Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром
производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед,
наблюдений, практических работ и дидактических игр.
3.7.1.
Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы,
представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои
непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик
способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
3.7.2. Среднему уровню умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы,
построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные
неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений,
испытывает трудности в применении своих знаний на практике.
3.7.3. Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых
ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением
практических работ даже с помощью учителя.
3.8. При определении уровня развития общеучебных навыков необходимо учитывать умения
учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать
оценку, делать самооценочные суждения.
3.8.1. Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика
самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко
вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём расскажет книга),
сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на
обложке и в тексте).
3.8.2. Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение
самостоятельно ориентироваться в какой- либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать
название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных
внешних показателей её содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в
тексте).
3.8.3. Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность
ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно
ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью
учителя, определяет тему (о чем расскажет
книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте).
3.9. Умение обучающихся планировать свою работу определяется учителем на основе
наблюдений за деятельностью детей на различных уроках.
3.9.1. Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу,
самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и
способы работы.
3.9.2. Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с
помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приёмы и способы работы.
3.9.3. Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи — составление
последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные
затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя.
3.10. Определение уровня развития познавательных мотивов и активности обучающихся

производится по результатам наблюдения учителя за деятельностью обучающихся в урочной и
неурочной деятельности и при помощи диагностических методик.
3.10.1. При высоком уровне развития общественной активности ученик принимает активное
участие в деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает вопросы,
правильно оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения, умеет организовать ребят, повести за
собой.
3.10.2. При среднем уровне развития общественной активности ученик принимает
участие в деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами участвует в обсуждении
различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения.
3.10.3. При низком уровне общественной активности ученик малоактивен в делах классного
коллектива, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро
охладевает к нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно их
оценивает.
3.11. При высоком уровне сформированности отношения к учению проявляется повышенный
интерес обучающегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда
добросовестен в учении.
3.11.1. При среднем уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес
ребёнка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда
бывают срывы.
3.12.2. При низком уровне сформированности отношения к учению не проявляется интерес к
знаниям или этот интерес ситуативен, учащийся добросовестен только по отношению к предметам, к
которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания.
3.13. Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребёнка к любым
трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу.
3.13.1. Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение учащегося к
трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит участвовать
в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других.
3.13.2. Низким уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда
осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность
происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия
в трудовых делах.
3.14. Высокий уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием
нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной готовности помочь товарищам,
взрослым и младшим.
3.14.1. Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием
нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется, проявляет
готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.
3.14.2. Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения,
когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает часто
интуитивно, сам не ищет места приложения сил, иногда поступает вопреки нравственным нормам, если
помогает, то исполняет это как повинность.
4. Взаимодействие с родителями в процессе безотметочного обучения
4.1. В соответствии с Законом «Об образовании» РФ Учреждение несет ответственность за
реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и
графиком учебного процесса; качество образования своих учеников.
4.2. На родительских собраниях учителя знакомят родителей обучающихся с особенностями
оценивания в 1-х классах школы, рассказывают об особенностях и важности формирования портфолио
обучающегося, приводят аргументы против отметок, называют преимущества безотметочной системы
обучения.
4.3. Для информирования родителей о результатах обучения и развития обучающихся в конце
каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.
4.4. В конце первого года обучения, а также при переходе обучающегося в другую школу

учитель вкладывает в личное дело «Таблицу предметных и общеучебных умений», «Листок
достижений», заверенный печатью Учреждения.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».